Хомбу Додзё, Фонд Айкикай, Международная Федерация Айкидо
Какого различие между ними?
В 1931 году Морихэй Уэсиба открыл собственное додзё в токийском районе Синдзюку. Хотя само искусство называлось Айки-будо, додзё было известно как Кобукан и как место, где интенсивно занимались боевым искусством, которое в то время считалось революционным. Этот зал назывался также Уэсиба Додзё и, поскольку с течением времени последователи Основателя становились профессионалами и открывали собственные додзё, Кобукан стал ядром или хомбу для сети подобных додзё, связанных с центром только персональными узами между Морихэем Уэсибой и его учениками. Несмотря на то, что официальной организации как таковой не существовало, по отношению к связанным с Кобуканом додзё постепенно начало применяться название Айкикай. Морихэй Уэсиба перенял используемую Дзигоро Кано в дзюдо систему степеней Дан, что усилило привязанность последователей к своему мастеру.
Некоторые из учеников Морихэя Уэсибы были направлены в Манчжурию в рамках осуществляемой Японией военной помощи и преподавали там Айки-будо как часть университетской учебной программы. Окамура-сэнсэй, например, начал изучать Айки-будо в 1938 году под руководством Кэндзи Томики (основателя Томики айкидо), будучи студентом высшей школы в созданном Японией в Манчжурии марионеточном государстве Манчжуго.
Непосредственно перед Второй Мировой войной и в годы войны все национальные организации боевых искусств оказались под контролем милитаристского правительства Японии и Морихэй Уэсиба удаляется в местечко Ивама префектуры Ибараки, где отдает все свое время земледелию, боевым искусствам и религии Омото. Храм Айки, посвященный богам Омото был возведен в Ивама в 1943 году.
Тем временем Кобукан/Уэсиба Додзё в Токио продолжало функционировать под руководством Киссёмару Уэсибы, сына Основателя и нынешнего Досю. Примерно в это время в додзё пришли многие из последователей второго поколения, например сиханы Сэйго Ямагути, Садатэру Арикава и Хироси Тада. Более ранние последователи, такие, как Риндзиро Сирата, были членами Кобукана с 30-х годов.
После поражения Японии в войне американские оккупационные власти наложили запрет на практику боевых искусств и это обстоятельство, а также исключительно неблагоприятные экономические условия сделали невозможным дальнейшее функционирование Кобукана и серьезно осложнили положение додзё в Ивама.
Таким образом, реальный центр Айкидо находился в то время в Ивама и переместился в Синдзюку только в 1956 году. Киссёмару Уэсиба вплоть до 1955 года служил в одной из компаний, а додзё в Вакамацу-тё было временным пристанищем для нескольких местных семей, потерявших кров в результате бомбардировок Токио.
Тем не менее, Морихэй Уэсиба продолжал привлекать новых учеников и практиковать искусство, которое к тому времени стало известным как Айкидо. В 1946 году в Ивама Додзё вступил Морихиро Сайто, а чуть позже - Хироси Исояма, учившийся тогда в средней школе. Старые ученики, вроде Окамуры-сэнсэя, возвратились в Уэсиба Додзё после увольнения с воинской службы. Организация еще была очень слабой и состояла из Уэсиба Додзё в Синдзюку как места рождения искусства и додзё при Храме Айки, являвшегося Хомбу Додзё де-факто и занимавшего в этом качестве главенствующее положение в непрочной ассоциации более или менее независимых додзё, связанных с Айкикай.
Регулярная практика в Синдзюку Додзё не возобновлялась до 1949 года. В течение последовавших десяти лет положение в послевоенной экономике постепенно улучшалось и движение Айкидо также приобретало иной характер. Фундаментальных изменений было два.
Прежде всего, занятия искусством стали доступными все и будущему ученику уже не требовалась рекомендация известного человека чтобы переступить порог школы. Более того, примерно до 1956 года постоянные практиканты токийского додзё тратили массу времени, устраивая в различных местах и, в том числе, в иностранных посольствах, показательные выступления по Айкидо и стараясь привлечь новых членов. Одновременно, последователи Морихэя Уэсибы и его сын Киссёмару Уэсиба начали выезжать за рубеж, а некоторые из них остались там жить и создали организации Айкидо, как, например, приехавшие в разное время в Европу Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ и Муцуро Накадзоно.
Обычно эти организации использовали название Айкикай и перенимали рыхлую структуру аналогичную той, которая существовала в Японии. Так, в Европе обосновались Нобиёси Тамура (1964), Хироси Тада (1964), Кацукай Асаи (1965) и Кадзуо Тиба (январь 1966). Последний из названных сиханов основал в октябре 1966 года Айкикай Великобритании, впоследствии переименованный в Британскую федерацию айкидо.
Другим важным фактором стало предоставление Айкидо легального статуса. «Дзайдан Ходзин Айкикай» (Фонд Айкикай) был учрежден и официально зарегистрирован в 1948 году в префектуре Ибараки, по месту нахождения Ивама Додзё. (Фактически Айкикай стал правопреемником Кобукана - фонда, созданного в 1940 году при поддержке адмирала Исаму Такэситы, ученика Морихэя Уэсибы. Однако, в 1948 году в стране стало проявляться всеобщее стремление полностью порвать с милитаристским прошлым Японии и поэтому перестройка официальной организации была понятной и желательной с политической точки зрения.) В качестве юридического лица Фонд Айкикай имел устав, совет директоров и институт советников; Ивама Додзё стало Хомбу (штаб-квартирой, центром) организации. Как уже упоминалось выше, в конце концов штаб-квартира переместилась в Токио и Ивама Додзё получило статус филиала. В дополнение к этому, присвоение степеней Дан Уэсибой Морихэем и его последователями, стало частью единой системы оформления степеней присваиваемых Фондом Айкикай. По некоторым соображениям это последнее нововведение можно считать проблематичным, поскольку степень Дан перестала быть результатом только личного мнения учителя относительно мастерства его ученика. Некоторые степени, присвоенные Морихэем Уэсибой своим старейшим ученикам устно, так и не были признаны действительными Фондом Айкикай.
Таким образом, здание, расположенное по адресу 17-18 Вакамацу-тё, Синдзюку, Токио, является центром деятельности в сфере Айкидо и может рассматриваться двояко:
(а) в качестве ХОМБУ ДОДЗЁ т.е. места, где Айкидо практикуется в соответствии с принципами, заложенными Морихэем Уэсибой и центрального додзё сети организаций Айкикай как в Японии, так и за ее пределами, которые учреждались последователями Основателя или его сына и были персонально связаны с Основателем и его семьей;
(б) как ХОМБУ или штаб-квартира (административный центр) официальной организации (юридического лица), известной как Фонд Айкикай, имеющей совет директоров, советников и право регистрации степеней Дан.
В других частях Японии организации Айкидо называются сибу (филиалы). К примеру, Филиал Айкикай префектуры Хиросима (Айкикай Хиросима Кэн Сибу) является частью Фонда Айкикай, зарегистрированного в Токио. Вместе с тем, ряд организаций, таких, как Осака Айкикай, сами по себе являются юридическими лицами. Нынешний Генеральный директор, Моритэру Уэсиба (внук Основателя) одновременно является главой Хомбу Додзё и руководит деятельностью Хомбу штаб-квартиры) Фонда Айкикай.
Кроме того, существует третий аспект, появившийся в результате ограниченности законодательства Японии по отношению к японским организациям, действующим за пределами Японии. Здание, расположенное в Вакамацу-тё, является также штаб-квартирой Международной федерации Айкидо и Всеяпонской Федерации Айкидо.
Международная Федерация Айкидо была основана в 1975 году по инициативе нескольких европейских организаций Айкидо. В то время уже существовала Культурная ассоциация европейского Айкидо (КАЕА), созданная в качестве Европейского Хомбу. Основной причиной ее возникновения стало то, что живущие в удаленных от Японии европейских странах сиханы ощущали необходимость получения некоторой автономности в решении местных проблем, поскольку они находились на месте и получали информацию о действительном положении вещей из первых рук.
Хомбу согласилось с идеей создания Международной Федерации Айкидо и в 1976 году в Токио состоялся первый конгресс. Большинство существующих за границей организаций Айкидо вступило в МФА (по принципу "одна организация от страны"). В целях единообразия, на этом этапе от всех зарубежных организаций Айкикай потребовали сменить свои названия на "Федерация Айкидо ...." Наряду с этим, была учреждена Всеяпонская федерация Айкидо, которая стала членом МФА от Японии. Таким образом, ни Хомбу Додзё, ни Фонд Айкикай не являются членами МФА.
Однако, в результате сложилась щекотливая ситуация. Тот факт, что МФА была учреждена в Японии, означает, что она создана в соответствии с японским законодательством, которое не признает существование международных организаций, основанных в Японии. Поэтому, ни Фонд Айкикай, ни МФА не имеют никакого официального статуса за пределами Японии (МФА не имеет подобного статуса также в самой Японии).
В результате многочисленных дискуссий и споров было принято решение добиваться вступления во Всемирную Ассоциацию Международных Спортивных Федераций (ВАМСФ) - единственную в мире организацию, объединяющую Федерации как олимпийских, так и не олимпийских видов спорта. Поскольку Фонд Айкикай не является международной федерацией, он не имел возможности вступить в ВАМСФ и интересы Айкидо в ВАМСФ могла представлять только МФА, которая стала членом этой ассоциации в 1984 году.
И в Хомбу и в МФА очень хорошо понимают неоднозначность членства в спортивной организации, поскольку основополагающим принципом Айкидо является отказ от состязаний и оно не может считаться спортивной дисциплиной. Тем не менее, известно, что в некоторых странах выработаны собственные стандарты в сфере организации и легализации боевых искусств и признание со стороны национального Олимпийского комитета или членство в ВАМСФ рассматривается в качестве необходимого условия для получения Айкидо официального статуса на данной территории. Таким образом, членство МФА в ВАМСФ является существенным элементом в международном признании Айкидо в том виде как оно преподается и практикуется в Хомбу Додзё и распространяется Фондом Айкикай.