Минору Мотидзуки
望月 稔, Mochizuki Minoru
Путь Сэнсэя Мотидзуки Минору, основателя школы Ёсэйкан, в боевых искусствах уникален во многих отношениях. Он начал изучать боевые искусства в возрасте пяти лет и продолжал свои тренировки до самого конца жизни. Минору Мотидзуки посчастливилось учиться у величайших мастеров прошлого века, таких как основатель Дзюдо Дзигоро Кано и основатель Айкидо Морихэй Уэсиба. Если суммировать все полученные им даны в различных дисциплинах будо, мы получим совершенно фантастическое число – 65!
Минору Мотидзуки родился 11 апреля 1907 г. в городе Сидзуока. Уже в пять лет, в 1912 г., после переезда его семьи в Токио он начал постигать нелегкую науку Дзюдо, а несколькими годами позднее, с 1918 г., овладевать Кэндо.
Айкидо – 10 дан, Мэйдзин («Великий Мастер») Международной федерации японских будо (IMAF), прямой ученик основателя Айкидо.
Дзюдо – 7 дан Кодокан, 8-й дан, Ханси Японской федерации будо, прямой ученик основателя Дзюдо.
Нихон Дзюдзюцу – 9 дан Японской федерации будо.
Катори Синто-рю – 8 дан, Кёси.
Иайдо – 8 дан, Ханси Все японской федерации иайдо.
Кэндо – 5 дан додзё Бусюкан, прямой ученик Онага Куро.
Дзёдо – 5 дан Все японской федерации кэндо, Рэнси.
Каратэ – 5 дан, Рэнси.
В 1924 г., в возрасте 17 лет, Мотидзуки приходит в додзё Кэндокан – «Дворец совершенствования на Пути» к знаменитому дзюдоисту тех лет Току Сампо, которого за бесстрашие, ярость и несгибаемость духа прозвали «чертом». Параллельно он осваивает и технику старинной школы Гёкусин-рю Дзюдзюцу под руководством наставника Осима Сандзюро, мастера в 20-м поколении.
Пройдя основательную подготовку у Току и Осима, в мае 1926 г. он поступает на обучение в Кодокан и уже в следующем месяце получает первый дан, а еще через два года – третий.
В Кодокане Минору Мотидзуки удалось обратить на себя внимание, будущего обладателя 10-го дана по Кодокан дзюдо Сэнсэя Кюдзо Мифунэ. Дело было во время зимнего курса специальных тренировок кангэйко. В это время Минору жил в Цуруми и, чтобы успеть к началу утренней тренировки, должен был выходить из дома уже в полночь. Всю дорогу до Кодокана молодому человеку приходилось проделывать пешком. Добравшись до школы, он обычно обливался холодной водой, чтобы взбодриться, отогнать сон и смыть пот, выступивший после быстрой ходьбы. Но однажды он не обнаружил на привычном месте ведра, из которого обычно обливался. Тогда Мотидзуки решил выкупаться в соседнем пруду. Пробив тоненькую ледяную корочку, он погрузился в воду с головой. Как только он вынырнул, он вдруг почувствовал, что чья-то сильная рука схватила его за волосы и тащит из воды. Это Сэнсэй Мифунэ, удивленный странным моржеванием в потемках, вытаскивал его на берег. «Ты что – дурак? Плещешься в ледяной воде... Так ты подорвешь свое здоровье!»
В ходе беседы с парнем, у которого зуб на зуб не попадал, Мифунэ выяснил, что он живет так далеко, что у него не хватает времени на сон, и что ему приходится всю ночь добираться от дома пешком до Кодокана. В тот же вечер он велел юному фанатику остаться на ночь в его доме, и с этой зимы 1927 г. Мотидзуки стал жить при мастере в качестве его утидэси. Как он позднее рассказывал, именно тогда он узнал, как важно быть при наставнике 24 часа в сутки, чтобы полностью перенять его мастерство...
В те годы Минору Мотидзуки был еще очень молод и жаждал побед над своими товарищами. Видимо, именно это стремление превзойти других толкало его на изучение различных школ будо. По этой причине в 1927 г. он вступает в Общество изучения старинных боевых искусств (Кобудо Кэнкю-кай), которое основал при Кодокане Дзигоро Кано для исследования и сохранения старинных школ будо – этого ценнейшего достояния японского народа. С этого момента Мотидзуки с головой погружается в очаровательный мир традиционных боевых искусств: изучает технику школ Катори Синто-рю и Хасэгава Эйсин-рю (иайдзюцу), овладевает Кэндо под присмотром прославленного наставника Накаяма Хакудо в его зале Юсинкан; в додзё Мумонкан перенимает у Сэнсэя Симидзу Такадзи технику боя палкой дзё. Успехи его в овладении Дзюдо и Кобудо были столь велики, что на него уже положил глаз сам прфессор Кано. Говорят, что он, будто бы, даже сказал тогда своему молодому ученику: «У тебя задатки лидера... В будущем ты станешь главным наставником здесь, в Кодокане».
В октябре 1930-го г. Дзигоро Кано, по приглашению адмирала Такэсита Исаму, довелось посмотреть демонстрацию в Мэдзиро Дайто-рю Айки Дзюдзюцу в исполнении Морихэя Уэсибы. Необычная техника и высокое мастерство демонстратора произвели огромное впечатление на отца дзюдо, и он договорился с Уэсибой, что направит на учебу к нему двух своих старших учеников. Одного из них звали Минору Мотидзуки, а второго – Томики Кэндзи.
Так, в конце 1930-го г., за несколько месяцев до открытия в апреле 1931 г. в квартале Усигомэ, в токийском районе Синдзюку додзё основателя Айкидо – Кобукан, Минору Мотидузки начал изучать Дайто-рю Айки Дзюдзюцу под его руководством.
Мотидузки должен был ежемесячно докладывать профессору Кано о своих успехах в учебе. И во время этих встреч основатель Кодокана не только выслушивал отчеты своего питомца, но и делился с ним своими мыслями о сущности и значении боевых искусств, заставлял парня, думавшего только о победах на соревнованиях, задуматься над более важными и сложными вопросами. Эти уроки мастера не прошли впустую. Его наставления о сущности и принципах Дзюдо, наблюдения над подводными камнями спорта позднее легли в основу теоретической базы собственной школы Сэнсэя Мотидузки – Ёсэйкан.
Имея за плечами богатый опыт занятий различными будо и отменные природные задатки, 24-летний Мотидузки прогрессировал очень быстро (как он позднее говорил, особенно помог ему опыт занятий Гёкусин-рю), и уже вскоре новый наставник назначил его старшим над своими утидэси и своим помощником. Он даже сделал ему предложение жениться на своей дочери с тем, чтобы в дальнейшем, в соответствии с традицией, стать его приемным сыном и преемником. Мотидузки отказался, а вскоре тяжело заболел плевритом и легочным туберкулезом.
Больного, его отвезли на лечение в родительский дом в Сидзуоку. Там, пролежав в госпитале три месяца, он поправился и начал понемногу преподавать боевое искусство в додзё Ёсэйкан («Дворец взращивания праведности»), которое в центре города построили его брат и друзья. В ноябре 1931-го г. состоялась церемония открытия додзё. На ней присутствовало немало знаменитостей, в том числе и специально приехавшие из Токио, чтобы почтить вниманием молодого мастера, Морихэй Уэсиба, адмирал Такэсита и генерал Миура.
Хотя Мотидузки прозанимался под руководством Уэсибы в Токио до своей болезни всего несколько месяцев, основатель Айкидо высоко оценивал его успехи в овладении своей школой. Во время поездок из столицы в Киото для проведения семинаров, которые устраивало общество Дай Нихон сэнъёкай, спонсировавшееся религиозной общиной Омотокё, Уэсиба каждый раз навещал своего ученика и давал ему новые уроки. В июне 1933 г. он официально вручил Мотидзуки два свитка по школе Дайто-рю. Первый из них называется «Дайто-рю Айки Будзюцу», в плане содержания этот текст идентичен «Дайто-рю Айки Дзюдзюцу хидэн мокуроку», который Сокаку Такэда вручал своим ученикам после прохождения ими первой ступени обучения. Второй свиток называется «Хидэн оги», это макимоно школы Дайто-рю, которое получали ученики, успешно овладевшие программой второй ступени обучения. Оба документа имеют подпись «Моритака Уэсиба, ученик Сокаку Такэда» и скреплены печатью с надписью «Айки Дзюдзюцу».
В 1938 г. Мотидузки получил приглашение на работу в качестве инструктора будо в средней школе для монгольских детей в г. Баотоу и в одиночку отправился в Монголию. С 1940 г. он работает в административном аппарате Монголии – сначала в качестве постоянного консультанта - секретаря правительства, а позднее – в качестве советника правительства Монголии в провинции Ласаци.
Вернувшись в Сидзуоку, Мотидзуки возобновил свои контакты с Морихэем Уэсибой, который попросил его оказать ему помощь в руководстве токийской штаб-квартирой (хомбу-додзё) Айкикай.
В 1951 г. по приглашению только что открытого в Париже отделения Международного научно-исследовательского института университета Нихон Мотидузки выехал во Францию для изучения экономики этой страны.
К тому времени в этой стране уже было несколько клубов Дзюдо, и, конечно же, Мотидзуки не преминул познакомиться с местными борцами. В числе других ему довелось побороться с бывшим чемпионом Франции по Дзюдо. Подготовлен он, видимо, был не очень хорошо: сделав несколько попыток провести бросок, он выдохся, потерял концентрацию и, пропустив атаку, оказался на татами после мощнейшего броска.
Приездом такого специалиста по Дзюдо не преминуло воспользоваться Общество инструкторов Французской ассоциации Дзюдо. Ведущие тренеры Франции упросили Мотидзуки вести курс повышения квалификации. Параллельно при поддержке Ассоциации мастер открыл для желающих преподавание Айкидо и искусства меча Катори Синто-рю. Нужно особо отметить, что это был первый случай преподавания искусства О-Сэнсэя Уэсиба заграницей.
Пропаганда будо в Европе в то время была делом непростым, и порой Мотидзуки приходилось на практике доказывать преимущества Дзюдо и Айкидо. За два с половиной года пребывания во Франции ему пришлось пять раз защищать честь будо в схватках с представителями других единоборств. И во всех он с легкостью одолел своих противников. Как потом вспоминал Минору, наилучшим средством для остужения пыла оппонентов японских боевых искусств оказались удушения до потери сознания оппонентом.
В послевоенные годы уже зрелый мастер, Мотидзуки постепенно создает композитную систему боевого искусства (сого будо), которая вобрала в себя элементы Дзюдо, Айкидо, Каратэ, Катори Синто-рю и других школ. Эта новая система по названию старого сидзуокского зала ее основателя получила название «Ёсэйкан». А на ее эмблеме была запечатлена знаменитая гора Фудзи, которая прекрасно видна из сидзуокского хомбу. Увидеть Фудзи-сан можно и в подписи мастера
Философия Сэнсэя Мотидзуки несет на себе сильный отпечаток влияния философских и этических идей двух его главных учителей: Дзигоро Кано и Морихэя Уэсиба. Мыслитель-рационалист Кано и мистик Уэсиба каждый по-своему учили его в сущности одному и тому же: победа - не главное на «воинском пути», подлинное назначение будо заключается в формировании характера и воспитании личности, а, в конечном счете, в установлении гармонии в обществе и космосе.
Мотидузки периодически встречался с основателем айкидо вплоть до самой смерти О-Сэнсэя в 1969 г., хотя его организация и не подчинялась хомбу-додзё Айкикай.
В Японии Минору Мотидзуки тренировал своих учеников в Сидзуоке, писал статьи и книги по различным аспектам будо, а с 1976 г. в течение почти двух десятилетий читал лекции в Кодокане для обладателей высших данов Всеяпонской федерации Дзюдо. Огромные усилия мастера по изучению и распространению японского будо, достижения в его практическом овладении и теоретическом осмыслении получили всеобщее признание. В 1981 г. Международная федерация японских будо присвоила ему 10-й дан Айкидо и почетное звание Мэйдзин. В 1990 г. он бы избран Почетным президентом Международной федерации японского будо.
В 1998 г. Минору Мотидзуки переехал во Францию к своему сыну и ученику – Хироо Мотидзуки.
Сэнсэй Мотидзуки - автор нескольких книг, в том числе томика поэзии, что еще раз заставляет задуматься о том, сколь щедро одарила природа этого мастера будо.
Сэнсэй Минору Мотидзуки покинул этот мир 30 мая 2003 года в возрасте 96 лет оставив о себе память как о человеке, в котором воплотился идеал истинного самурая «бумбу рёдо» - «совершенство в гражданских и военных искусствах».
По материалам статьи в журнале о боевых искусствах Японии "ДОДЗЕ"'