Сокаку Такеда

Сокаку Такеда родился в провинции Айдзу 10 октября 1860г. Он учился Дзю-дзюцу у своего деда Соэмона Такеды и Бо-дзюцу - у своего отца, который был известным мастером Сумо и чемпионом клана Айдзу. В юности он изучал мастерство владения мечом в школе Оно Ха Итто-рю под руководством Томы Сибуи в Токио и в школе Дзики-синкагэ-Рю у Кэнкити Сакакибара. Тома Сибуя был известным мастером работы с мечом очень высокого класса, а его приемный сын учился вместе с Хакудо Накаяма, который широко известный как отец современных Кэндо и Иайдо. А Кэнкити Сакакибара, последний мастер меча эпохи Мэйдзи, особенно прославился тем, что успешно разрубил шлем работы мастера-оружейника Метина, что никому и никогда не удавалось сделать.


В 1886 г. Сокаку Такеда получил Мэнке Кайден (свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто-рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был, учеником деда Сокаку, и мастером меча школ Мидзогути Ха Итто-Рю и Косю-Рю Гунгаку. У Таномо Сайго Сокаку Такеда изучал Айки-Бу-Дзюцу, включавшее работу с мечом, с копьем и другими видами оружия и, как легко догадаться, был очень способным учеником. Важно понимать, что Дайто-рю Айки-Бу-Дзюцу было комплексной боевой системой включавшей бросковые приемы, приемы удержания, выхватывания меча с одновременным нанесением удара, применение копья и технику

захватов. То, что мы сейчас называем Дзю-Дзюцу, было просто частью полной боевойсистемы для ближнего боя, как с оружием, так и без него. Эти два человека снова встретились в 1880 году, когда Таномо Сайго был главным настоятелем в храмах Никко Тосёгу и Футарасан в префектуре Тотиги. (Этот храм был построен после смерти Сёгуна Токугавы, когда тот был приравнен к богу.

Поскольку клан Айдзу веками служил Сёгунам Токугава, было естественным, что Катамори Мацудайра и Таномо Сайго исполняли обязанности главы храма и его заместителя даже после восстановления власти императора.) За 6 месяцев, проведенных вместе, Таномо Сайго передал своему одаренному ученику все свои знания, включая секреты Дайто-Рю Айки-Бу-Дзюцу.


С 1880 по 1898 г. Сокаку Такеда вдоль и поперёк объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее него. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, т.е. сражался копьем против мастера копья и мечом против знаменитого мастера меча. Он никогда не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на непрерывные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие Дайме (помещики-самураи) и высокопоставленные чиновники. Сокаку Такеда был представителем последнего поколения самураев, блестящим мастером боевых искусств и талантливым учителем, опыт которого был результатом интенсивных занятий ценой больших жертв с юного возраста. Академические знания, полученные от инструкторов в тренировочном зале, он довел до совершенства в настоящем не сдержанном ни правилами, ни страхом официального запрета, бою с мастерами, полагавшими себя более опытными, чем он. Эти соревнования ни в кое мере не были дружескими, и в них смерть участников была довольно обычным явлением. И даже годы интервенции не помешали дойти до нас многим историям, показывающим характер и практические способности этого человека.


В 1910 г. в сельской местности, по которой путешествовал Такеда, объявился жестокий грабитель, действовавший настолько успешно, что люди, за исключением самых сильных, боялись путешествовать в темноте. Полиция, несмотря на огромные усилия, не могла с ним покончить. Неожиданно и по неизвестным причинам деятельность разбойника прекратилась. Поиски полиции позволили обнаружить труп, глубоко увязший вниз головой в грязи, на рисовом поле недалеко от дороги, по которой обычно ездил Такеда. Деревенские жители не интересовались подробностями этого счастливого исхода и считали, что мастер Айки-Дзюцу бросил негодяя с такой силой, что тот не смог выбраться из заболоченного места и задохнулся. С другой стороны, возможно, он умер от того, что у него была сломана шея. И полиция, и население, несомненно, были очень довольны такой развязкой и поэтому особо не расследовали действительные причины смерти.


Пятью годами позже Такеда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб численно превосходящим силам врага. В то время многие строительные и дорожные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Когда началась схватка, врагов было полсотни на одного - вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными болванками и наконечниками копий. Сначала Такеда просто бросил нескольких нападающих. Однако, когда в ход пошли мечи, он тоже вооружился исходным образом - и это стоило жизни девятерым бандитам. Этот случай прекрасно демонстрирует силу и гибкость Айки-Бу-Дзюцу как комплексной боевой системы. За счет способности без колебаний переходить от работы без оружия к работе с оружием, Такеда вышел победителем из такой схватки, которая на первый взгляд казалась совершенно безнадежной.

Если бы Сокаку Токеда жил в наше время, его, без сомнения, сочли бы эксцентричным человеком. Поговаривали даже, что он всегда носил с собой собственную чайную посуду, из которой только и считал возможным пить, и ел лишь ту пищу, что готовил он сам или его старший ученик. (В давние годы для самураев было обычно беречь свою жизнь таким способом.) Его поведение было, по крайней мере, несколько вызывающим, что показывает, например, следующий инциндент. В 1904 г. американец Чарльз Пэрри, учитель английского языка в школе Дайни Коко колледжа Сэндай, пожаловался контроллеру в поезде на плохо одетого пассажира, занимавшего место в вагоне первого класса, которое он, похоже, не имел возможности оплатить. Проверка, показавшая, что у пассажира действительно был билет самого высокого класса, привела его в такую ярость, что он попросил показать того человека, кто на него жаловался. Узнав, что это был ехавший в вагоне крупный иностранец, маленький Такеда, в котором было всего 150 см роста и 52 кг веса, схватил Пэрри двумя руками (прием ёнкё) и вытащил на открытую платформу в задней части поезда. Мы никогда не узнаем о том, что там произошло, но, безусловно, это произвело очень сильное впечатление на бедного м-ра Пэрри. Он сообщил в США, что Дайто-Рю Айки-Дзюцу - это высшая система единоборства, результатом чего было приглашение от президента Рузвельта с просьбой прислать в США инструктора для демонстрации этих странных, но эффективных приемов. В ответ Сокаку Такеда направил туда Синдзо Нарада из отдела полиции Сэндай, одним из первых учеников которого в США стал Чарльз Пэрри, бывшая жертва его собственного гениального учителя.


Сокаку Такеда - это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Айки-Бу-Дзюцу через своих учеников последующим поколениям. Как мы видим далее, параллельно с ним работали и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего развития боевого искусства. Прожив полную, удачную и, очевидно, очень интересную жизнь, Сoкаку Такеда скончался от естественной старости 25 апреля 1943 г. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников, Морихей Уэсиба, сменил название своей собственной школы с Айки-Будо на Айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог по этому произвести замену без опасения вызвать его недовольство.

Однако Сокаку Такеда отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на паралич, на занятиях в отделе полиции города Муроран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В день, когда его не стало, возле станции Аомори на северной оконечности основного японского острова Хонсю он почувствовал себя плохо и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 83 лет, после чего задача продолжения его работы лежала на его учениках. Таномо Сайго, учитель Сокаку Такеды, говорил ему, что время меча кончилось, и Айки-Бу-Дзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это наставление Сокаку Такеда позже передал своим ученикам.

 

Автор - Токимунэ Такэда
Перевод - Георгий Калашников

“Когда ему исполнился 21 год, он сражался не на жизнь, а на смерть с примерно 300 буйными строителями, атаковавшими его в течение шести часов!”

Из "Aiki News" №70 (март 1986 г.)


Поскольку я получаю много запросов, касающихся этого предмета, я бы хотел описать то, что произошло на самом деле. Почему Сокаку Такэда, знаменитый мастер боевых искусств, выбрал в качестве своего места жительства такое отсталое место, как Хоккайдо, а не центр страны? Вполне естественно, что такой вопрос поднимается. Примерно в 1868 году была введена военно-колониальная система с целью развития Хоккайдо и упразднена традиционная клановая система. Таким образом, некоторые самураев, потерявшие свои должности, обосновались на Хоккайдо и приступили к развитию этого края. Этот самый северный японский остров был самым подходящим местом для тех, кто мечтавших быстро разбогатеть или для беглых преступников. Поскольку на Хоккайдо в поисках новой жизни прибывали люди самых разных социальных групп, подобно тому, что мы видим в киножанре "вестерн", уровень преступности также вырос. Происходило много преступлений, в том числе массовых беспорядков и массовых побегов из тюрем. Игроки и тому подобные отвратительные типы захватывали власть над землёй и издевались над добропорядочными, трудолюбивыми гражданами, проживавшими там.

Практически анархия царила на Хоккайдо в начале периода Мэйдзи (1868 г.) из-за слабости полиции. Число игроков возросло до такой степени, что это не могло быть проигнорировано. Эти типы провоцировали ссоры с людьми будо и вымогали сакэ и деньги. Когда у власти находились необученные люди, не существовало способа справиться с преступниками иначе, как угодить им. В связи с этим нет большой разницы между нашими и старыми временами.

СОКАКУ ТАКЭДА ПРОТИВ ИГРОКОВ "МО"

Здесь приводится часть биографии Сокаку Такэды, опубликованной Исаму Такэсита, адмирала императорского флота, который изучал Дайто-рю в начале периода Сёва (1926-1989 ). Также это подлинный отчёт о происшествии, часть из которого была опубликована в книге “Айкидо” исследователя Цуруяма.

В то время на Хоккайдо случались инциденты с участием людей, которые с использованием оружия срывали судебное разбирательство и освобождали подсудимых. Ситуация становилась чрезвычайно опасной.

6 июля 1904 года по просьбе муниципального суда Сокаку Такэда прибыл в дикий город Хакодатэ на острове Хоккайдо. Сокаку остановился в доме Кисиро Ёкояма, нотариуса в Хакодатэ. Государственные обвинители Сигэмори Фудзита, Хатиро Хасэгава и Бансё Кимура в то время преподавали (Дайто-рю) сотрудникам суда и полицейским в Хакодатэ.

Спустя примерно десять дней после своего прибытия на Хоккайдо он пошёл в общественные городские бани, поскольку он любил утром принимать ванны. В бане находились три игрока, они разговаривали и смеялись друг с другом, указывая на Сокаку. Сокаку понимал, что они могут попытаться спровоцировать его на ссору, так что он внимательно наблюдал за ними. Они как-то узнали, что этот человек был недавно назначен охранником суда. Они нашли, что Сокаку маловат, менее5 футов (151.5 см) и весом всего около 115 фунтов (52,5 кг). Они ждали удачного момента для нападения на Сокаку, который был совершенно безоружен, и удивлялись, как такой маленький человек, как он, может быть телохранителем. Сокаку вышел из здания общественных бань пошёл по улице. Тем временем пять или шесть игроков одновременно напали на него. Он избил их по лицам своим влажным полотенцем. Если ударить соперника мокрым полотенцем с помощью айки-метода "кокю", удар будет сравним по мощности с ударом палкой из молодого бамбука, и они разлетелись один за другим. Но головорезы были привычны к дракам, они упорно атаковали Сокаку с ножами в руках. Но Сокаку сурово расправился с ними, сломал нескольким руки и рёбра, и группа, наконец, обратилась в поспешное бегство.

Сокаку вернулся в дом к мистеру Ёкояма, который пояснил, что банда “Мо” насчитывает тысячи склонных к насилию членов, и что он уверен, что они вернутся, чтобы отомстить. Подумав, что не стоит беспокоить своего хозяина, Сокаку переехал на второй этаж расположенной рядом гостиницы и занялся полировкой своего заветного меча, ожидая наступления ночи.

Г-н Ёкояма уведомил Сокаку, что члены банды "Мо", собирающиеся в соседних сёлах в больших количествах, имеют на вооружении японские мечи, копья и винтовки "Мурата". Он сказал, что их количество завтра наверняка возрастёт и попросил Такэду убежать и скрыться от головорезов.

БОРЬБА НЕ НА ЖИЗНЬ, А НА СМЕРТЬ 

С конца периода Эдо по первый год Мэйдзи (с середины 1860-х до 1868 г.), Сокаку участвовал в Войне Айдзу, во время которой он много раз с трудом избежал гибели в бою. До инцидента в Хакодатэ он ни разу не был побеждён. Когда ему исполнился 21 год, он сражался не на жизнь, а на смерть с примерно 300 буйными строителями, атаковавшими его в течение шести часов. Он сумел выжить за счет того, что здоровые нападавшие недооценили его. Позже строители были признаны виновными в происшествии. Действия Сокаку была признаны законной самообороной и он был признан невиновным. Он получил около 30 ран по всему телу и был прозван несокрушимым. В 1903 году он обучал около 50 офицеров Второй Армейской Группы, дислоцированной в Сэндае (это зафиксировано в его регистре студентов). Тем не менее, он был прикомандирован к третьей армии генерала Марэсукэ Ноги и участвовал в ожесточенных боях в Люйшунь (китайское название Порт-Артура). Это сражение, как говорили в Японии, было сильнейшим за всю войну.

Поэтому Сокаку ответил г-ну Ёкояма: “Как я мог бы служил в качестве инструктора во Второй Армейской Группе, если бы я боялся оружия. Когда стемнеет, я ворвусь в их дома и усыплю землю трупами.”

Сокаку ждал только захода солнца, решив заставить банду сражаться до горького конца. Была получена информация о том, что группа Mo арендовала определенную гостиницу, в которой собирается всё больше и больше её членов собирались, и что на следующий день можно ожидать около 200 игроков. Тем временем прошёл слух, что состоится бой между группой Mo и судебным телохранителем. Все жители города закрыли раздвижные двери своих домов, полагая, что это будет ещё одна Война Хакодатэ, как и в 1868 году (императорская армия против армии сёгуна). Ни души не было на внезапно опустевших улицах. Несколько членов группы Мо появились перед гостиницей, где остановился Сокаку, чтобы следить за его действиями. Хозяин гостиницы стал хвастаться, что Сокаку, полируя свой меч, сказал, что он собирается “ворваться в дом и усыпать землю трупами”. Сокаку также хвастался, что война невозможна, если людей пугает оружие. Когда игроки услышали это, они в ужасе скрылись.

ГЛАВАРИ БАНДЫ В ОБОРОНЕ

Игроки рассказали, что они слышали в гостинице, главарям банды, те почувствовали страх и решили перейти к обороне за спинами остальных членов банды, размахивающих оружием, в том числе винтовками Мурата. Это было неудивительно, так как главари банды, которые недавно напали на Сокаку по ег дороге домой из общественной бани, были так жестоко наказаны. Более того, они испробовали силы Сокаку только в использовании мокрого полотенца! Так что история хозяина гостиницы прекрасно сработала. Хотя Сокаку Такэда был маленький, нос он держал высоко, и глаза его были пронзительными. Его киай и голос, которые каким-то образом исходили из его маленького тела, были ужасными.

Под покровом темноты Сокаку, неся свой заветный меч, пошёл прямо к дому Цунэкити Морита, главы группы Мо, чтобы сражаться до конца, вместо того, чтобы пойти в устроенную в гостинице штаб-квартиру бандитов. Там у входной двери, как говорят, было три человека, когда он подошёл. Когда один из них увидел лицо Сокаку, он сказал: “Вы, должно быть, Такэда сэнсэй”. Этот человек знал Сокаку очень хорошо. Это был Тораносукэ Сасадзима, бывший сержант полиции, который в то время был советником группы Mo. Фактически, мощь группы Морита возросла благодаря его разведывательной деятельности. Сасадзима сказал: “Я очень сожалею, что не понял, что судебным телохранителем были вы, Сэнсэй.” Он объяснил ситуацию Морите, которые затем встретился с Сокаку. Выслушав историю, глава группы Мо признал свою вину и приказал своим членам убраться из гостиницы.

Однако, те, кто был ранен в предыдущих нападениях на Сокаку, и слышать не хотели об этом, и настаивали на том, чтобы собираются убить телохранителя. Сокаку же предупредил, что он в таком случае усыплет землю трупами.

СОКАКУ ОСТАВЛЯЕТ ХОККАЙДО

Напряжённая ситуация была, наконец, разрешена при посредничестве Ханносукэ Окада, суперинтенданта полицейского департамента Хакодатэ. Суперинтендант Окада высказал группе Mo, что они сами виноваты в сложившейся ситуации, и что они должны оставить Сокаку в покое. Он также добавил, что они должны прекратить нарушения судопроизводства и свои действия в отношении судей и прокуроров. Он просил также Сокаку оставить Хоккайдо, потому что его присутствие в городе будет являться провокацией группы Mo. Обе стороны пришли к соглашению и обсудили все вопросы в первоклассной ресторане в Хакодатэ. Вмешательство Окады привело к примирению и в ознаменование этого произошла большая вечеринка. Благодаря этому мирному урегулированию удалось избежать кровопролития. Таким образом, Сокаку Такэда неохотно оставил Хоккайдо.

Эта статья перепечатана с любезного разрешения Токимунэ Такэда сэнсэя, Главы Дайто-рю Айки Будо и сына Сокаку Такэда сэнсэя, и с помощью Брайана Воркмана, США.


 

Много лет назад Дайто-рю айкидзюцу было тайным воинским искусством клана Айзу. Однако начиная с периода Мейдзи покров тайны, окутывающий это искусство в течение сотен лет, стал приподниматься благодаря усилиям мастера Сокаку Такеда (1859-1943), законного наследника этой школы.

 

Дайто-рю считается наиболее эффективным искусством самообороны, которое ни кендо, ни дзюдо превзойти не могут. По какой-то неизвестной причине * мастер Такеда, выдающийся специалист в воинских искусствах, около 20 лет назад удалился от мира и уехал на Хоккайдо. Он начал вести жизнь, полную уединения, занимаясь сельским хозяйством в Сиратаки (иногда это название ошибочно читают как Сирахама, поскольку иероглифы «таки» и «хама» очень похожи) в Китама, на окраине Хоккайдо. И хотя в Японии у него было около 30 000 учеников, мастер жил в изоляции, уйдя от мировых проблем.

Для того, чтобы добраться до уединенного дома мастера в Сиратаки, куда он удалился от мира, мне пришлось сделать пересадку в Найори на северной оконечности Хоккайдо и ехать на восток еще 7 часов на поезде. В его доме было две комнаты размером по 10 татами каждая, без раздвижных дверей между ними. В доме имелась еще одна большая комната на 20 татами со встроенным камином, отделанным блестящим черным деревом. И хотя была середина лета, я увидел, что в нем висел большой котел, и в него были небрежно брошены две пары железных брусьев 16 или 17 дюймов длиной. Эта комната сильно напомнила мне дом, в котором в таком же уединении жил Цукахара Бокуден (мастер меча и основатель Бокуден-рю (Синто-рю) (1489-1571) или Матаемон Араки (мастер меча и основатель Араки-рю ) (1597? 1638?) Его жена приветствовала меня словами: «Благодарю вас за ваш визит, но мой муж уехал в июне и до сих пор не вернулся».

«Как легко она к этому относится», – подумал я. Житель Токио в таком случае уже немедленно вызвал бы для поисков полицию. «Ах, да, – добавила она. – Три или четыре дня назад я получила от него письмо. Он написал, что находится в Косимидзу, недалеко от Абасири. Но оттуда он опять куда-то поедет, и я не знаю, когда он вернется домой. Надеюсь, вы застанете его в Косимидзу – если он еще оттуда не уехал». Я был расстроен. Но решил об этом не думать, снова провел 7 часов на поезде и высадился на станции Фуруоке, в четырех остановках от Абасири, известного тем, что там была расположена тюрьма. Я отправился в путь по горной тропе, которая пролегала через хребет и должна была привести меня к цели через две с половиной мили. В середине ночи я, наконец, добрался до Косимдзу.

Когда я разыскал гостиницу, оттуда вышел пожилой человек 67-68 лет, выглядевший как самурай прошлых лет, и спросил, откуда я и какое дело привело меня сюда. Я протянул ему свою визитную карточку и последовал за ним. В этот момент я услышал, как кто-то за раздвижной дверью сказал: «Что? Корреспондент? Как некстати! Что ему нужно от меня, старого фермера? Не вижу никакого смысла об этом говорить. Но если он уже пришел, пусть войдет». Он встретил меня словами: «Я не хотел видеть вас, потому что мне это скучно, но думаю, что теперь уже все равно ничего не поделаешь».

На нем было клетчатое летнее кимоно из хлопка, вокруг талии был повязан пояс. Если судить только по его внешности, он был похож на бедного крестьянина. Но выглядел он очень энергично и казался моложе своих 72 лет. Он был небольшого роста, вероятно, менее пяти футов. Позже я узнал, что весил он около 100 фунтов. Но взгляд у него был очень свирепый, и у меня возникло впечатление, что он не успокоится, пока не доберется до самых глубин моей души.

Что вы хотите от такого старого человека, как я? – спросил он.

Я хочу поговорить с вами о воинских искусствах.

Если бы вы хотели услышать о сельском хозяйстве, я многое мог бы вам рассказать. Я сам обрабатываю два гектара. Я могу выкорчевать корни 30 больших деревьев. Ха,ха, ха…

Но через некоторое время беседа повернула к теме, которую сенсей Такеда все-таки предпочитал – к воинским искусствам. Мы начали с обсуждения различных школ, затем перешли к другим вопросам. Мастер постепенно увлекся разговором, а его лучший ученик (тот пожилой человек, которого я встретил сначала) стоял в середине маленькой комнаты напротив него. Он учился у Сокаку в течение двадцати лет и казался преданным его почитателем.

Раз уж беседа так оживилась, я покажу вам некоторые техники. Начинайте! Атакуйте меня с той стороны!

Его уверенная стойка со слегка расставленными ногами, казалось, делала его выше. Его направленный на ученика взгляд заставлял стыть кровь в жилах. Через мгновение ученик со всей силы попытался нанести удар, однако тут же оказался на полу, легко отброшенный сенсеем Такеда с криком, напоминающим удар грома.

Ученик проговорил:

- Я сдаюсь.

Техника была выполнена с таким совершенством, что я почувствовал даже некоторое разочарование. Еще около десяти раз противник совершал нападение, но защита выполнялась так быстро, что я не успевал заметить, каким образом он отбрасывал его или так скручивал, что тот не мог даже пикнуть.

- Это выглядит как хорошо подготовленное представление, вам не кажется?

- Да, действительно, – выпалил я, не подумав.

- А вам никогда не приходилось испытывать на себе явара (технику дзюдзюцу)? Встаньте.

Я встал.

- Крепко схватите меня за шею.

Я довольно крепкий парень и схватил его изо всех сил. Он спросил:

- Теперь вы готовы?

И я услышал его крик и в тот же миг мне показалось, что мои руки, которыми я держал его за шею, сломаны. Потом он попросил меня схватить обеими руками его правую руку, толкать его в грудь и делать разные другие вещи. Я выполнял все, что он говорил, а он неизменно отбрасывал меня так, что я не понимал, каким образом он это делает. В конце концов он ногами скрутил мою шею вместе с моими руками так, как будто завязал их в узел. Я почти не мог дышать, и у меня было такое чувство, что руки мне все-таки сломали.

Когда из своего скрюченного положения на полу я смог взглянуть на мастера Такеда, он сидел, скрестив руки на груди, и говорил своему ученику:

- Да, а чай вы расплескали.

Во все это едва можно было поверить!

Чуть позже он взял настоящий меч и показал мне различные ката. Он со зловещим свистом размахивал незащищенным мечом прямо перед моими глазами, перед носом и вокруг плеч.

- Заставлять меч издавать свист довольно трудно. Если вы работаете мечом, а он не издает такой звук, вы не сможете правильно разрубить человека. А заставить этот 14-дюймовый меч петь очень нелегко. – Казалось, этот 72-летний человек совсем не устал. Потом он рассказал о том, как быстро Маркус Цугумичи Сайго изучал техники, как он встречался с генералом Ноги в Насуно (префектура Точиги) и как сильно ему нравилось, когда этот генерал одевался в одежду крестьянина. Он рассказал также, что поскольку стиль его боевого искусства легко изучить, он никогда не проводит публичных демонстраций. Сенсей Такеда рассказал, что если он не мог достаточно быстро выучить технику, его отец каждый день прижигал ему ногти на обеих руках в качестве наказания. Он показал мне следы ожогов, сохранившиеся у него спустя стольких лет. Он продолжал говорить не останавливаясь, хотя было уже два часа ночи.

- Пригодились ли вам когда-нибудь эти техники в реальной ситуации? – спросил я, намеренно меняя тему разговора, чтобы вытянуть из него побольше информации. Сначала он просто рассмеялся и на мой вопрос не ответил, но в конце концов рассказал мне об одном случае. По его рассказу выходило, что однажды в начале периода Мейдзи на него напали 40 или 50 строительных рабочих в префектуре Фукусима, и 8 или 9 из них он убил.**

- Эти техники – самое совершенное искусство самообороны, когда ты не допускаешь того, чтобы тебя зарубили, но в то же время сам не толкаешь, не бьешь и не рубишь. Когда на тебя начинается атака, ты адекватно реагируешь на нее, используя энергию своего противника. Поэтому эти техники могут выполнять даже женщины и дети. Но я поставил себе за правило без должных рекомендаций никого им не обучать, потому что они очень страшны, если применять их неправильно. Я знаю, что в Токио имеются люди, которые этим техникам обучают (вероятно, он имел в виду Морихея Уесиба, который в то время преподавал в Токио – прим. редактора Aikido Journal), но не думаю, что можно хорошо научить кого-то, если ты сам еще недостаточно опытен.

Даже когда уже наступил рассвет, казалось, что наш разговор никогда не закончится.

* По информации Рюичи Матсуда (в Хиден Нипон Дзюдзюцу –Серетные школы японского дзюдзюцу), когда ученик Сокаку, суперинтендант префектуры полиции в Акита, был в 1910- году переведен на Хоккайдо, он попросил Такеда преподавать Дайто=рю полиции в северной части острова. Сначала Сокаку проводил на полицейских участках в районе Асахикава семинары. В начале периода Тайсё (1912-1925 гг.) он переехал в Сиратаки (в Китами), женился и обосновался там.

** Донн Драегер в Современном Будзюцу и Будо пишет, что этот эпизод произошел в 1881 году в Токио, когда Сокаку было 23 года, а количество убитых было 12 человек

Ёичи Одзака

статья с сайта aikilife.ru