Кэндзюцу

 

Кэндзюцу– это старинное искусство мечевого боя, которое появилось больше тысячи лет назад в древней Японии в связи с появлением в социальном обществе класса воинов.

Кэндзюцу – это уникальное и именно боевое искусство, в котором, в отличие от кэндо, первостепенным признается не дух воина и выбранный им путь, а мастерство боевой схватки. Соответственно, обучение сконцентрировано на мастерство владения мечом, а воспитание духа и воли – безусловно важный, но второстепенный акцент в обучении.

Во время занятий в кэндзюцу спарринги между учениками проводятся с использованием деревянных мечей-бокенов. Часто во время тренировки практикуются ката, в которых «запрограммированы» разнообразные боевые ситуации. После не одной тысяче повторений ката, техника владения мечом «вплавлялась» в тело воина на уровне рефлексов, что давало ему возможность проводить бой на автомате.

В кэндзюцу работают с мечом, который уже извлечен из ножен, поэтому тактика действий бойца в этом направлении весьма агрессивная и показывающая силу воина. Главное клинок в кэндзюцу – большой меч. После того, как воин достигает определенного уровня, он может практиковаться с коротким мечом и с двумя мечами – длинным и коротким.

Кендзюцу – это боевое искусство, где преимущество отдано действиям наступательного характера. Первые письменные свидетельства о технике кэндзюцу относятся к 800 году. С того времени документально зафиксировано существование почти полторы тысячи разных школ.

Меч для самурая отождествлялся с его душой. Воины настолько развили искусство меча, что превратили кэндзюцу не только эффективное искусство для боевых действий, но и путь очищения души. Многие ката были сформированы так, чтобы обучать тайным техникам – эти ката чем-то напоминают некий паззл. Всю полноту техники воин должен был осознать лишь после многократной проработки каждого ката в течение длительного времени.

Кэндзюцу считается классическим искусством, предназначенным для войны. Школы кэндзюцу всегда хранили свои наработки в полнейшей тайне от посторонних. Именно поэтому и появились ката. Принято считать, что многое из техник до нашего времени не сохранилось, но многое и осталось неизменным – исключительно для избранных, чтобы оградить кэндзюцу от недостойных людей.

Техническую базу кэндзюцу можно разделить на фехтование длинным мечом, фехтование коротким мечом и фехтование двумя клинками. Фехтование мечом возникло еще в 10 веке, а уже к концу 12 века были созданы канонические описания ряда приемов фехтования для пеших и конных воинов. Стоит заметить, что основным оружием самураев в то время был лук. Позднее, когда качество изготовляемых мечей стало гораздо лучше, а количество лучников весьма сократилось, мечи стали главным оружием самураев и, что естественно, искусство боя на мечах стало развиваться быстрыми темпами.

 

В конце 15 – начале 16 веков появляются четыре основные школы кэндзюцу. Подготовка мастера состояла в его обучении техникам схватки с противником, использования меча и иного вооружения – нагинаты, копья, шеста, а также рукопашному бою. Техника схватки на мечах была рассчитана на бой с врагом, защищенном доспехами и учитывала их особенности. Цель атакующих ударов- «щели» доспехов. Соответственно, шея, туловище в месте соединения нагрудной пластины и подола, запястья, локти с внутренней стороны, внутренняя поверхность бедра, щиколотки становились мишенью для меча. Чтобы клинок не повредился в схватке, его не подставляли под удары, а использовали разные приемы «ухода» от атак противника.

Воины практиковали парные ката

Школы кэндзюцу отличались стойками и приемами, но в каждой школе главных приемов было совсем немного – не более пятнадцати. Общим мнением было то, что при грамотном освоении, представленного количества вполне достаточно для того, чтобы одержать победу в любом бою. Школы заметно разнились друг от друга по предпочитаемой ее адептами тактике: одни ставили во главу угла наступающий стиль, для других главным стало выжидание.

Чтобы оттачивать свое искусство, воины практиковали парные ката с фиксированными движениями обоих участников, вооруженных деревянными мечами. Уровень подготовки проверялся в поединках-турнирах, где удары наносили, фиксируя меч в нескольких сантиметрах от противника, а также в дуэлях на боевом, но слегка затупленном оружии.

Со времен эпохи Токугава, кэндзюцу шаг за шагом потеряло практический смысл. Большая часть школ в этот период в основном изучало не приемы, а варианты достижение состояния «безмыслия», используя фехтование в качестве двигательной медитации, средства воспитания духа и тела.

Кэндзюцу

Глава одной из школ Ямада Хэйдзаэмон Котоку разработал особое защитное снаряжение для  учебных боев с использованием мечей из бамбука, которое потом использовалось в большинстве школ. Такое распространение привело к тому, что кэндзюцу превратилось в вид спорта.

После революции эпохи Мэйдзи, кэндзюцу стремительно утратило популярность, большинство школ были закрыты. Для сохранения этого боевого искусства несколько мастеров с Сакакибара Кэнкити во главе стали проводить публичные бои на бамбуковых мечах, демонстрации разрубания предметов и так далее. Это снова пробудило интерес и привлекло к традиционному фехтованию новых поклонников.

В 1876 году кэндзюцу на официальном уровне было признано видом физической культуры, необходимой для воспитания японской нации. В полиции ввели обязательную практику кэндзюцу. В 1910 году кэндзюцу с дзюдо стали обязательными предметами физического воспитания в средних школах. В 1912 году разрабатывается комплекс ката под названием «Путь меча Великой Японской империи», в который «вплетены» фундаментальные приемы мечевого боя. Всеяпонская федерация кэндо появилась на свет в 1928 году.

В 1945 году. американские оккупационные силы поставили кэндо под запрет, как искусство, воспитывающее самурайский дух. Возродилось кэндо лишь в 1952 году, но уже в варианте, предназначенном для спорта и распространилось по всему миру.

    ВНИМАНИЕ!

Объявляется набор в детские и взрослые группы Айкидо и Айкидзюдзюцу. Занятия ведёт Александров Дмитрий Алексеевич. 4 Дан Айкидзюдзюцу Дайто - Рю, Айкидо Айкикай. Мастер боевых искусств.

    тел. 992 87 88
1.jpg