АЙКИДО

Айкидо -  современное боевое искусство. В основе его лежат многочисленные традиционные воинские искусства и, прежде всего, Дайто-рю айкидзюдзюцу мастера Сокаку Такеда. Айкидо прошло различные стадии на пути формирования от Дайто рю - базовой техники 1930-х, к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Началось все с того, что Уэсиба Морихей в результате многолетних поисков и упорных занятий различными боевыми искусствами разработал собственную систему, которую в итоге назвал Айкидо. Философия Айкидо начинается в названии(Ай - Гармония, Любовь, Согласованность; Ки - Жизненная энергия; До - Путь) и простирается на все сферы жизни человека, прикоснувшегося к этому учению. В философии, как и в технике Айкидо,

О-сэнсей взял все самое лучшее из тысячелетнего боевого опыта человечества и развил эти тезисы в неожиданном направлении. Как и в других восточных боевых искусствах целью айкидо является ежедневная победа над собой. Человек учится преодолевать себя. Преодолевать страх, лень, злобу. Приобретать силу духа и тела, жизненную стойкость, выносливость, честь и достоинство. Однако во всех других системах боя все это делается для возможности ответа ударом на удар. Философия же Айкидо подразумевает непричинение зла всему живому и совершенствование духа человека на пути к мастерству. 

 Айкидо - это очень молодое боевое искусство, однако воплотившее в себе принципы и методы, которые насчитывают не одну сотню лет. Неправильно будет считать Айкидо исключительно системой различных приемов и методов. Нужно правильно понимать, что реальная схватка имеет огромное отличие от поединка в спортивном зале. Когда отсутствуют какие-либо рамки, ограничивающие действия бойцов и вполне вероятным исходом поединка является смерть, на первый план выходят морально-психологические качества. Тогда физически слабый человек вполне может справиться с более сильным. Физическая сила не является определяющей для победы. Техническая и физическая подготовка ничто, по сравнению с силой духа. 

 В корне представления О-сэнсея о человеческом достоинстве лежит представление о мягком, гуманном пути решения конфликтов. Он заключается не в избегании противостояния и не в нанесении физического вреда противнику, а в мягком и бережном способе заставить нападающего отказаться от своих агрессивных намерений. Человек, атакующий мастера Айкидо, не встречает отпора; он словно попадает в водоворот, который, покрутив его как щепку, аккуратно выносит на берег, не причинив никакого вреда. И так, раз за разом, до тех пор, пока нападающий не остановится. А в результате никто не пострадал, агрессия погашена, гармония восстановлена. И торжествует любовь.   

 В настоящее время, когда прямого боевого назначения единоборства уже не несут, идея выживания в бою сменилась на концепцию Пути. Пути от себя вчерашнего к себе завтрашнему, лучшему и более совершенному человеку. Слабый старается избежать конфликтов, но рано или поздно сталкивается с ними и проигрывает. Сильный пытается стать еще сильнее, укрепляет тело и дух, занимается единоборствами, постоянно готовится к борьбе и стремится выиграть любой ценой, за счет других. Но тоже проигрывает, потому что своими руками кидает в благодатную почву зерно саморазрушения. В природе царят спокойствие, гармония, благодарность и любовь.

И именно поэтому Айкидо следует ее путем, а она отвечает ему взаимностью. Природа бережет того, кто живет по ее законам: ему невозможно нанести удар исподтишка или застать врасплох, и даже если разобьется самолет, его в нем не окажется. В это Уэсиба свято верил.      Краеугольным камнем в основании Айкидо является идея о гармонии со Вселенной во время поединка, о победе технического мастерства и разума. Следующий по пути Айкидо должен превратиться в единое целое со своим противником, в этот момент он не должен себя осознавать, его просто не существует. И тогда тело и разум становятся единым целым, движимым силой воли и духа. Ведь сильный духом побеждает еще до начала поединка. Поэтому в Айкидо главное внимание уделяют естественному состоянию тела и духа путем осознания себя частью Вселенной.

Стили Айкидо

В противовес широко распространенному мнению отметим, что существует не один стиль, а несколько стилей айкидо. «Официальный» — это стиль Айки-кай в Токио, возглавляемый Уэсиба Киссомару и его сыном, Уэсиба Моритэру. Айки-кай в последние годы предлагает курсы для иностранцев с присвоением соответствующих степеней.

Другие стили были созданы прежними учи-дэси Уэсиба Морихэя, в том числе еще при жизни их учителя: Ко-Бу-Дзюцу-Айкидо (Хоси Тэцуо-ми), Кориндо-Айкидо (Хираи Минору), Оцуки-Рю-Айкидо (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Ёичиро), Томики-Рю-Айкидо (Томики Кэндзи), Ёсейкан-Рю-Айкидо (Мочидзуки Минору) и Ёсин-кан-Рю-Айкидо.

Сиода Годзо, основатель последнего стиля, так объясняет свой поступок:

«Незадолго до того, как я оставил Учителя, он сказал, что собирается полностью посвятить себя метафизическим исследованиям. Вот почему наши концепции отличаются от концепций более молодых коллег (преподавателей, вышедших из Айки-кай)... Лично я не считаю, что отделился от основного течения айкидо, поскольку в тот момент нечего было покидать! Учитель объяснял айкидо, исходя из своих религиозных верований, в то время как, по моему мнению, айкидо может быть объяснено само по себе... Мое айкидо чистое от всего наносного, оно такое, каким мне его преподавал О-Сэнсэй».

В дальнейшем еще два преподавателя, вышедшие из Айки-кай, создали свои стили: Норо Маса-мичи, создатель Ки-Но-Мичи и Тохэй Коичи, создатель Син-Син-Тойцу-Айкидо, которое он развивает в.рамках ассоциации Ки-но-Кэнкюкай. Вот мнение Тохэя: «Большинство членов Айки-кай забыли о развитии Ки. Когда О-Сэнсэй преподавал, он всегда говорил о Ки, и все думали о Ки. Но после его смерти люди не только стали неспособны понимать Ки, но даже перестали употреблять это слово. Приемы выполнялись неправильно, а в результате, если ученики выступали против физически более сильного противника, они ничего не могли с ним сделать. Если оставить дела в этом состоянии, айкидо учителя Уэсиба станет простым упражнением».